В последнее время фильмы на основе реальных событий стали снимать почти так же часто, как и ремейки, из-за чего мысль, будто сценаристы вконец обленились, приходит в голову сама собой. Правда, в обоих случаях от оригинала нередко остаются рожки, ножки да имена собственные, а все факты искажаются или вовсе отсекаются в прокрустовом сюжетном ложе. К счастью, сия печальная участь не постигла новую работу Дмитрия Киселёва во многом благодаря уникальности самой этой истории, поскольку, как ни крути, впервые выйти в открытый космос можно лишь единожды.
Сюжет картины добросовестно следует хронологии полета корабля «Восход-2» 18-19 марта 1965 года и предшествующей старту подготовки. На неискушенный взгляд вся матчасть выглядит абсолютно достоверно: скафандры, корабль и начинка аппарата тщательно копируют подлинники. Даже во внешности исполнителей главных ролей, Евгения Миронова и Константина Хабенского, проглядывает отдаленное сходство с историческими прототипами, пилотом Алексеем Леоновым и командиром Павлом Беляевым. Оба актера прекрасно показали двух таких разных по характеру людей, порывистого и сдержанного, но составляющих слаженную команду и объединенных высокой во всех смыслах целью. Но еще блистательнее вышел образ генерального конструктора Сергея Королева у Владимира Ильина: портрет высококлассного специалиста, душой болеющего за свое дело.
Визуальные спецэффекты добротны, голубизна нашей планеты просто завораживает. Вообще все элементы картины находятся и работают в нужных местах, складываясь в крепкое производственное кино. И даже когда понимаешь, что вот эта конкретная сцена поставлена здесь, чтобы вызвать у зрителя определенные чувства, это не кажется фальшивым и не вызывает отторжения. Вопреки давней известности всего случившегося за судьбу экипажа по-настоящему переживаешь и надеешься, что они справятся со всеми трудностями. Пожалуй, единственное, за что стоит попенять авторам, так это за желание добавить драмы в максимальное число эпизодов, и выжать эмоции до самого упора. Из-за этого ряд фрагментов, как и вся лента в целом, выглядят затянутыми. Да и раздутый хронометраж в два с лишним часа дает о себе знать. Под конец я уже просто устала, поэтому финал произвел на меня совершенно противоположное впечатление, чем задумывалось создателями, особенно крики одного из персонажей в безответное небо на фоне зачитываемого Юрием Левитаном информационного сообщения. Но в итоге я ни чуть не жалею о посещении сеанса: российский кинематограф выдал отличный продукт и подарил подлинные чувства, а не пластмассовый визионерский эрзац.
Шаг за грань неизвестного всегда сопряжен со значительными рисками. Даже сегодня в космической отрасли еще случаются ситуации, которые невозможно предвидеть и просчитать заранее. Что уж говорить о первопроходцах, зачастую вынужденных двигаться вслепую. Алексей Леонов и Павел Беляев отправились туда, где только собственный и инженеров высочайший профессионализм и толика удачи могли помочь им живыми вернуться домой. О первом человеке на орбите Земли по праву снято множество кинолент, но в истории отечественной космонавтики немало и других славных страниц. Хорошо, что одна из них нашла свое достойное художественное воплощение. Будем надеяться, что о деяниях и других наших космонавтов в будущем на большом экране можно будет увидеть не менее качественные фильмы, каким оказался «Время первых».
8 из 10
Рецензия на Kinopoisk
Рецензия на Afisha
Рецензия на vk.com
|